Информационные материалы


Согласно  Федеральному закону № 273-ФЗ образовательные программы дополнительной профессиональной подготовки самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Таким образом, законодательством фактически не регламентируется содержание дополнительных программ профессионального образования.

После утверждения программы в определенном уставом образовательной организации порядке работа с этим документом не завершается, фактически все время реализации программы – это время внесения корректив, уточнения тех или иных позиций и конструкций.

Согласно ч. 5 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение по дополнительным образовательным программам проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство не устанавливает особой регламентации приема на обучение по дополнительным профессиональным программам.  

Освоение дополнительной профессиональной программы сопровождается процедурами аттестации обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью программы и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования, который также подлежит размещению на официальном сайте организации в сети «Интернет» (кроме дополнительных образовательных программ, имеющих ограничительные пометки «для служебного пользования» или содержащих сведения, составляющие государственную тайну).

При положительном прохождении аттестации образовательная организация выдает лицам, освоившим соответствующие образовательные программы,  документы об обучении в порядке и по образцу, которые устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

Исходя из смысла ч. 15 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ и отсутствии специального регулирования в ст. 75 Федерального закона № 273-ФЗ, итоговая аттестация по дополнительным общеобразовательным программам не проводится.

Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных компетенций граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.

  

Дополнительное профессиональное образование может быть организовано:

в образовательных организациях дополнительного профессионального образования;

в образовательных организациях высшего образования;

в профессиональных образовательных организациях;

в организациях, осуществляющих обучение (научных организациях и юридических лицах, подтвердивших свое право на реализацию дополнительных профессиональных программ);

индивидуальными предпринимателями, имеющими право на реализацию дополнительных профессиональных программ.

Дополнительное профессиональное образование осуществляются на основе договоров, заключаемых организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы, с юридическими и физическими лицами, выступающими заказчиками, государственными органами исполнительными власти, органами местного самоуправления, органами службы занятости населения в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования, а также законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения.

Права и обязанности слушателя, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты приема (зачисления) и на период времени, определяемым соответствующим договором. 

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», полностью или частично в форме стажировки, а также в форме самообразования.



Виды дополнительных профессиональных программ:

программы повышения квалификации, которые направлены на повышение уровня имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

программы профессиональной переподготовки, которые направлены на получение новых и повышение уровня имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций или получения нового квалификационного уровня, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

 

 

Программы повышения квалификации включают в себя:

программы профессионального развития, направленные на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами;

квалификационные программы, которые направлены на получение знаний и умений для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.

 

Программы профессиональной переподготовки включают в себя:

программы профессиональной переподготовки, учитывающие уровень, направленность (профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых повышается уровень имеющейся квалификации;

программы профессиональной переподготовки, учитывающие уровень, направленность(профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых присваивается квалификация.



Процесс проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) обеспечивает существование дополнительного профессионального образования, востребованного на современном рынке труда.

 

Цель процесса:

Планирование, разработка и актуализация ДПП с целью создания условий для непрерывного образования граждан, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, с учетом их квалификации и опыта практической деятельности.

 

Задачи процесса:

1. Обеспечение соответствия квалификации обучающихся меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Разработка и внедрение ДПП, формирующих компетенции, необходимые для эффективной работы в быстро меняющемся современном мире, на основе новейших образовательных методов и технологий.

3. Усиление интеграции НГУ с бизнесом, наукой и профессиональным сообществом.


    Требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ

 

Условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможности:

достижения планируемых дополнительной профессиональной программой результатов обучения (формирование и совершенствование компетенций; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей слушателей; совершенствования профессиональной квалификации слушателей);

участия слушателей в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ;

использования сетевого взаимодействия между организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы;

использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, включая электронное обучение;

обновления содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями рынка труда;

эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и административных работников организации. 

 

Требования к условиям обеспечения дополнительных профессиональных программ преподавательским составом

Квалификация преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях знаний, в методах и технологиях обучения.

 

Материально-технические условия реализации дополнительных профессиональных программ:

реализация современных образовательных технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

эффективность управления образовательным процессом, в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных компонентов и(или) этапов, осуществление мониторинга и корректировки;

обеспечение для реализации электронного обучения, в случае если его использование предусмотрено образовательной программой;

обеспечение доступа слушателей к глобальным сетевым ресурсам (Интернет), к профильным для реализуемой программы информационным системам и/или базам данным;

соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, охраны здоровья слушателей и педагогических работников при реализации образовательного процесса.

 

Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.

 

Информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы

достижение слушателями планируемых результатов обучения;

функционирование информационной среды при реализации дополнительных профессиональных программ, поддержку деятельности слушателей, педагогических работников и администрации, взаимодействие всех участников образовательного процесса.