Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ образовательные программы дополнительной профессиональной подготовки самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Таким образом, законодательством фактически не регламентируется содержание дополнительных программ профессионального образования.
После утверждения программы в определенном уставом образовательной организации порядке работа с этим документом не завершается, фактически все время реализации программы – это время внесения корректив, уточнения тех или иных позиций и конструкций.
Согласно ч. 5 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение по дополнительным образовательным программам проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство не устанавливает особой регламентации приема на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Освоение дополнительной профессиональной программы сопровождается процедурами аттестации обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью программы и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования, который также подлежит размещению на официальном сайте организации в сети «Интернет» (кроме дополнительных образовательных программ, имеющих ограничительные пометки «для служебного пользования» или содержащих сведения, составляющие государственную тайну).
При положительном прохождении аттестации образовательная организация выдает лицам, освоившим соответствующие образовательные программы, документы об обучении в порядке и по образцу, которые устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.
Исходя из смысла ч. 15 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ и отсутствии специального регулирования в ст. 75 Федерального закона № 273-ФЗ, итоговая аттестация по дополнительным общеобразовательным программам не проводится.
Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных компетенций граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.
Дополнительное профессиональное образование может быть организовано:
Дополнительное профессиональное образование осуществляются на основе договоров, заключаемых организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы, с юридическими и физическими лицами, выступающими заказчиками, государственными органами исполнительными власти, органами местного самоуправления, органами службы занятости населения в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования, а также законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения.
Права и обязанности слушателя, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты приема (зачисления) и на период времени, определяемым соответствующим договором.
Дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», полностью или частично в форме стажировки, а также в форме самообразования.
Виды дополнительных профессиональных программ:
Программы повышения квалификации включают в себя:
Программы профессиональной переподготовки включают в себя:
Процесс проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) обеспечивает существование дополнительного профессионального образования, востребованного на современном рынке труда.
Цель процесса:
Планирование, разработка и актуализация ДПП с целью создания условий для непрерывного образования граждан, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, с учетом их квалификации и опыта практической деятельности.
Задачи процесса:
Требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ
Условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможности:
Требования к условиям обеспечения дополнительных профессиональных программ преподавательским составом
Квалификация преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях знаний, в методах и технологиях обучения.
Материально-технические условия реализации дополнительных профессиональных программ:
Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.
Информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы
достижение слушателями планируемых результатов обучения;
функционирование информационной среды при реализации дополнительных профессиональных программ, поддержку деятельности слушателей, педагогических работников и администрации, взаимодействие всех участников образовательного процесса.